Страничка педагога социального

Приемная семья

Приемная семья

Приемная семья – это форма профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

Приемные родители – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей.

Для детей, утративших родные семьи, помещение в приемные семьи – это возможность:

  • реализоватьсвое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;
  • получить шанс на возвращение в родную семью: приемные родители профессионально работают над укреплением связей детей с их родителями, помогают родителям детей восстановиться в родительских правах и растить детей в родной семье;
  • не утрачиватьродственные связи и возможность расти и общаться с родными братьями и сестрами (детям из многодетных семей подыскивается приемная семья, чтобы не разлучать братьев и сестер);
  • жить и воспитыватьсяв своем городе, районе (где живут его родители), продолжать посещать тот же детский сад, школу и др.;
  • общатьсяс биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;
  • успешнее социализироватьсяв обществе;
  • быть усыновленными(при наличии правового статуса);
  • получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

Кто может стать приемным родителем:

Приемными родителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

- лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями;

- лиц, лишенных родительских прав;

- бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

- лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

- лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

- лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители педагогического, психологического, медицинского образования, а также положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

Приемными родителями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка.

 

Как стать приемным родителем

Шаг 1. Предоставьте в отдел по образованию по месту жительства:

-заявление;

-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители;

-свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, состоит в браке;

-медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов в семьи кандидата в приемные родители;

-письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним;

-сведения о доходе за предшествующий год.

Шаг 2. Пройдите обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей, передаваемых на воспитание в приемную семью. Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью.

Пока Вы проходите обучающие курсы, управление (отдел) образования запросит из компетентных органов сведения, характеризующие Вашу правоспособность быть приемными родителями (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители.

 Шаг 3. Если Вы успешно освоили обучающие курсы, получили справку об обучении, познакомьтесь с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей. Специалист по охране детства управления (отдела) образования расскажет Вам обо всех сторонах деятельности приемного родителя.

Шаг 4.  Отдел по образованию предоставит Вам, как кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые живут на территории района и могут быть переданы на воспитание в приемную семью. По направлению для знакомства с детьми познакомьтесь с ними, установите контакт. Познакомиться с детьми по направлению можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района. 

Шаг 5. После вынесения  местными исполнительными и распорядительными органами решений о передаче ребенка (детей) в приемную семью, управление (отдел) образования заключает с приемным родителем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива отдела по образованию. Ознакомьтесь с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.

 Шаг 6. Приемная семья является объектом постоянного психолого-педагогического сопровождения со стороны работников школ и дошкольных учреждений, которые посещают дети-воспитанники, специалистов местного социально-педагогического центра, отдела по образованию по месту жительства. Приемные родители как педработники, ведут документацию, посещают методические объединения и иные мероприятия, организуемые нанимателем для повышения компетентности и квалификации работников, совместно со специалистами составляют и реализуют План развития семьи. Получить помощь по самым разным вопросам, связанным с воспитанием детей или выполнением должностных обязанностей приемный родитель может в отделе по образованию, социально-педагогическом центре, в учреждении образования, которое посещают воспитанники приемной семьи.

 

Контактная информация: отдел по образованию администрации

Первомайского района  г. Витебска,

г. Витебск, ул. 1-я Пролетарская, д.14

контактные телефоны: 80212 64-33-68, 80212 26-17-99

 

свернуть

Телефоны доверия

 

Республиканская  «Детская телефонная линия» (психологическая помощь несовершеннолетним)

 Телефон доверия - 8-801-101-16-11

 

Министерство образования Республики Беларусь

Горячая линия - 8-017-222-43-12

 

Главное управление по образованию Витебского областного исполнительного комитета

Горячая линия - 8-0212-47-76-86

 

 Отдел по образованию Витебского городского исполнительного комитета

Горячая линия - 8-0212-33-60-58

 

 Государственное учреждение образования "Социально-педагогический центр г.Витебска"

Телефон доверия - 8-0212-64-75-37

 

 

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

 Горячая линия - 8-017-222-70-80 - ежедневно с 9.00 до 17.00, кроме выходных, обед с 13.00 до 14.00

 

Главное управление по здравоохранению Витебского облисполкома

 Горячая линия - 8-0212-47-40-70 - ежедневно с 9.00 до 17.00, кроме выходных, обед с 13.00 до 14.00

 

Учреждение здравоохранения "Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии"

Телефон доверия - 8-0212-61-60-60

Горячая линия - 8-0212-69-29-60 - каждый четверг с 9.00 до 12.00; 8-0212-69-29-60 - каждая пятница с 9.00 до 12.00

 

  Витебский областной детский клинический центр

Горячая линия - 8-0212-57-13-95 с 14.00 до 16.30 в течение рабочей недели

 

 Управление внутренних дел Витебского облисполкома

Оперативно-дежурная служба - 102, 8-0212-60-86-72, 8-0212-60-86-82 (круглосуточно)

 

свернуть

Состояние преступности и правонарушений среди несовершеннолетнихв Первомайском районе г. Витебска в январе - июне 2022 г.

Это важно! Критерии и показатели СОП, что изменилось с 01.03.2021 года

С февраля 2019 года вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь № 22 от 15 января 2019 года, в котором пересмотрен порядок признания детей в социально опасном положении.             

С 1 марта 2021 года внесены изменения в данное положение.

На сегодняшний день действуют три критерия и показателя социально опасного положения.

  • Первый критерий— родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка. Показатель: условия проживания несут угрозу жизни и здоровью для несовершеннолетнего, допускается оставление ребенка без пищи, систематически не выполняются рекомендации медицинских работников, препятствуют получению обязательного общего базового образования.

С 1 марта 2021 показатель дополнен: слово «систематически» дополнено словами «два и более раза в течение шести месяцев подряд»; родители не позднее одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место пребывания не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания; родители не обеспечивают санитарно-гигиенические условия проживания ребенка (детей), что негативно влияет на его (их) здоровье; родители без уважительных причин передают ребенка (детей) на воспитание иным лицам, в том числе родственникам, на срок более 1 года».

  • Второй— отсутствие надзора за поведением детей и их образом жизни, вследствие чего несовершеннолетние совершают правонарушения либо преступления. Показатель: распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, самовольные уходы из дома.

С 1 марта 2021 показатель дополнен: в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) совершает уходы из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида.

  • И третий критерий— аморальный образ жизни родителей, злоупотребление своими правами, жестокое обращение с детьми. Чаще всего в последнюю категорию попадают люди с алкогольной и наркотической зависимостью.

Выявление детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляют государственные органы и организации в пределах своей компетенции: учреждения образования и здравоохранения, ОВД, РОЧС. Также рассматриваются обращения от граждан.

С 1 марта 2021 года к выявлению детей, находящихся в социально опасном положении привлечены организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением.

В каждом случае учреждением образования проводится социальное расследование, к которому привлекаются представители межведомственных структур. Комиссионно обследуются условия жизни и воспитания ребенка, осуществляется сбор информации о семье. Итоги социального расследования рассматриваются на заседании совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а затем районного координационного совета по реализации требований Декрета № 18, который принимает окончательное решение.

свернуть

«Об оказании дополнительной социальной поддержки»

Отдел по образованию Первомайского района г. Витебска (далее – отдел) сообщает, что на основании решения Витебского городского исполнительного комитета от 30 мая 2022 г. № 369 «Об дополнительной социальной поддержки» многодетным семьям к 2022/2023 учебному гоlf   на каждого ребёнка, обучающегося в учреждениях общего среднего                                    и специального образования (на уровне общего среднего образования), будет оказана единовременная материальная помощь в размере 30 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на 1 августа 2022 г.

Для получения материальной помощи законным представителям необходимо:

  1. Собрать следующий пакет документов:
    • справки с места учёбы о том, что несовершеннолетний является обучающимся в 2022/2023 учебном году (выдается учреждением образования по месту обучения детей),
    • справка о месте жительства и составе семьи (выдается расчетным центром),
    • копия удостоверения многодетной семьи (все страницы удостоверения),
    • копия договора (выписка банка) текущего банковского счета с использованием банковской платёжной карточки ОАО «АСБ Беларусбанк».
  2. Обратиться в учреждение образования по месту обучения детей                              с пакетом собранных документов для подачи заявления.

ВАЖНО: Заявление на предоставление единовременной материальной помощи должно быть подано от законного представителя, зарегистрированного в Первомайском районе г. Витебска. Законный представитель многодетной семьи должен иметь договор (выписку банка) текущего (расчетного) банковского счета с использованием банковской платежной карточки ОАО АСБ «Беларусбанк».

В случае, если мать зарегистрирована в Первомайском районе г.Витебска, а отец – в другом районе Республики Беларусь, то необходимо получить письменное подтверждение неполучения отцом единовременной материальной помощи в местном исполнительном распорядительном органе района, где он зарегистрирован (далее – письменное подтверждение);

Если мать зарегистрирована в Первомайском районе г.Витебска,   а отец – в Октябрьском либо Железнодорожном районе г.Витебска, то письменное подтверждение не нужно.

Для будущих первоклассников, обучающихся 11 классов справка выдаётся с 26 августа 2022 года и действительна по 31 мая 2023 года.

Заявления принимаются с 04.07.2022. Перечисление денежных средств на расчетные счета граждан будут производиться после 1 августа (даты официальной публикации размера бюджета прожиточного минимума  в среднем на душу населения).

свернуть

Основные угрозы безопасности детей в интернете

Профилактика интернет зависимости у подростков Начните с себя

Оторвитесь от работы или другого пусть даже очень важного на первый взгляд занятия. Выкроите минутку. Предложите ребенку заняться игрой оффлайн, (как сказали бы те, кто проводит много времени во всемирной сети).

Шашки, шахматы, лыжи, коньки, да все что угодно, главное — оторвать его от компьютера. Показывайте ребенку, как хорошо просто поиграть в какую-либо игру, подышать свежим воздухом, попрыгать и поскакать на природе.

 Сходите на какую-нибудь выставку, организуйте турпоход. В дальнейшем можно, например, сделать традицией еженедельные походы в бассейн. (Как отлично отдохнуть с детьми на природе в лесу, можно узнать прочитав статью на сайте).

 Станьте для ребенка другом

 Расспросите о его насущных делах. Если знаете его друзей, спросите как у них дела? Если близко какой-либо школьный праздник, поговорите о том, готовится ли он к нему или еще не начал, спросите, какие поручения есть у вашего ребенка?

Вообще-то тем для разговора можно найти великое множество, даже можно вспомнить историю из своего детства, особенно если ребенок поддается на общение. Здесь важно не переборщить.

Поставьте себя на его место. Отец или мать не интересовавшиеся в целом его делами в школе или кружке, вдруг начинает задавать кучу вопросов на эту тему. Странно, да? Поэтому если ребенок ничего не хочет рассказывать, начните вспоминать свою школьную жизнь.

 Вспомните, как вы вели себя в его возрасте? Кто были ваши друзья? Как вы развлекались? Делайте в общении акцент на то, как классно вам было развлекаться с друзьями на природе, спортивной площадке, ведь в то время такого распространения интернета еще не было.

 И благодаря этому с уверенностью говорите, что ваше детство было счастливое. Вспоминайте какие-либо смешные случаи из своей жизни в детстве. Вспомнить желательно случай, когда у вас были какие-то проблемы в общении со сверстниками, но как все наладилось. В этом важно найти «золотую середину». Потому что если рассказать, к примеру, как вас постоянно обижали, обзывали — это наоборот усугубит ситуацию.

Устраивайте семейные праздники и дружеские встречи

 Почему у подростков интернет зависимость? Как говорилось выше, возможной причиной являются плохие социальные навыки. Поэтому подумайте о том, как помочь своему подростку. Например, продумайте вариант организации семейного праздника и пригласите компанию его сверстников, с которыми у него есть хоть какие-то отношения.

Обязательно посоветуйтесь с ребенком о том, кого бы он хотел видеть у себя в гостях. Возможно, вы этого раньше не делали, но если организуете домашний праздник для вашего подростка, то и для вас станет кое-что ясно. Вы поймете, например, как общаются сверстники вашего ребенка.

 

свернуть

Семья и семейные ценности

Семья и семейные ценности

 Что такое для человека семья? Слово,  которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Семья – это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек.

Семьи бывают разные : веселые и счастливые, строгие и консервативные, несчастные и неполные. Почему так?  Разные семьи имеют разные характеры, как люди. Если человек, как личность, определяет свою жизнь, исходя из своих жизненных приоритетов, то и семья, как комплекс, состоящий из отдельных личностей, взаимосвязанных между собой родственными и эмоциональными отношениями, строит свое настоящее и будущее, основываясь на собственных ценностях.

Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры.

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных традиций?

Семья и семейные ценности  всегда неразрывно связаны между собой и друг без друга не существуют. Если семья отсутствует, то семейные ценности автоматически теряют свое значение. Ни одни узаконенные отношения между мужчиной и женщиной не существуют и никогда не существовали без основополагающих принципов. Именно благодаря им на протяжении многих лет супругам удается сохранить духовное здоровье, единство и целостность. На заботе и любви строятся традиционные семейные ценности.

свернуть

Зачем проводить время с детьми?

Задумайтесь! Ваш ребенок большую часть дня проводит под контролем чужих по сути людей. Иногда, они становятся более близкими ему чем вы:

  • ребенок учится воспринимать мир глазами воспитателей, они насаждают ему какие-то культурные привычки и правила;
  • они учат что «хорошо» и что «плохо»;
  • они наказывают его или хвалят — они многому учат наших детей. И вам очень повезло если ваши взгляды совпадают со взглядами воспитателей.

А что делаем в это время мы? Учим вместе стишок к Новому году или на 8-е марта? Будим по утрам со словами «Давай быстрей, а то я опоздаю на работу!», или укладываем вечером спать с криком «Бегом в постель!»? А, еще, совместная прогулка по воскресеньям… В большинстве случаем примерно так выглядит роль родителей в жизни детей дошкольного возраста.

Вот, я подошла к нужному месту. Надеюсь, что выше написанная речь побудила вас дорогие читатели все же откинуть повседневные хлопоты и обратить внимание на ребенка. Чему вы его учите? Во что вы с ним играете? Какие у вас общие интересы? Чем интересуется ваш малыш? Чему бы вы хотели научить своего ребенка?

Ответили на эти вопросы? Надеюсь, вам захотелось поговорить с малышом по душам, научить его чему-то своему, рассказать о что-то важное, просто поиграть, повеселиться, побездельничать…

Сейчас, пока ваш ребенок еще мал, вы для него очень интересны, вы для него авторитет и можете стать веселым понимающим другом. Не упускайте эту возможность.

Если нет времени…

Для всех родителей, которые имеют очень мало времени в своем распоряжении, и его катастрофически не хватает для ребенка, я бы посоветовала максимально приятно поводить все минутки вместе с малышом. Например:

  1. Улыбайтесь ребенку, когда будите его утром;
  2. Будите малыша веселыми прибаутками, поцелуями, щекотанием и смехом, а не криками и упреками. Пусть приятное начало дня вместе с вами будет греть ему душу весь день.
  3. Одевайтесь вместе с веселой песенкой, сказкой, небылицами, шутками и всевозможным позитивом.
  4. По дороге в детсад и обратно — больше юмора и веселых стишков.
  5. Стройте вместе с ребенком общие планы. Пусть у вас нет времени на отдельные занятия с ребенком, но ведь каждого малыша можно заинтересовать совместным, для него новым и «взрослым» трудом (вместе приготовить ужин, погладить белье, сделать уборку …). Это займет немного больше времени чем обычно, но зато ребенок не будет чувствовать себя покинутым, не будет сидеть, как приклеенный у телевизора, а будет вместе с вами осваивать новые навыки.
  6. Выполняйте обещанное. Если, что-то не получается, то обязательно объясните все малышу.
  7. Перед сном не скупитесь на теплые слова и поцелуи, а также на чтение выбранной ребенком книги.

Итак, на вашем совместном счету с детьми будет больше веселых и интересных минут за день.

свернуть

Будь осторожен с незнакомыми людьми!

Что прячется в сигарете?

Порнография:ответственность за распространение

Вы страдаете от насилия в семье

Реальный вред электронных сигарет

Правила поведения при обнаружении боеприпасов

Маркеры суицидального риска у учащихся

Маркеры суицидального риска у учащихся

Что могут увидеть педагоги:

  • изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности;
  • небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было другое);
  • частые прогулы (отсутствие на определенных уроках);
  • резкие и необоснованные вспышки агрессии;
  • рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла

Что могут увидеть родители:

  • изменения настроения, питания, изменения сна;
  • изменения в отношении к своей внешности;
  • самоизоляцию;
  • интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.);
  • нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов);
  • серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.)

Словесные маркеры суицидального риска (высказывания ребенка):

  • Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
  • Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
  • Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
  • Прощания.
  • Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство, это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
  • Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).
свернуть

Возрастные особенности суицидального поведения

Возрастные особенности суицидального поведения

Возраст

до 12 лет

12-17 лет

Причины

Ссоры в семье, агрессивное, негативное

отношение родителей

к  ребенку.

Конфликтные отношения

с родителями, сверстниками,

реже с учителями.

Действие

Для детей характерны

импульсивные,

суицидальные действия.

Могут быть

импульсивными,

тщательно спланированными.

Причины возникновения  суицидального поведения

  • Конфликты в семье;
  • Несчастная любовь;
  • Результат употребления наркотиков, алкоголя;
  • Ощущение безысходности ситуации;
  • Школьные проблемы (отношения со сверстниками, проблемы связанные с учебой);
  • Стремление дать понять окружающим, что человеку плохо;
  • Суицид шантажного толка.

Школьное насилие

 

– это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или крайне редко – учениками по отношению  к учителю.

Насилиемявляется любое поведение, которое нарушает права другого.

  • Эмоциональное  насилие(насмешки,  присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, отторжение,  изоляция, отказ от общения и пр.
  • Физическое   насилие(избиение,   нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.)

 

Типы агрессивно-насильственных взаимоотношений

 

Хэйзинг(от англ. hazing - издевательство) - ритуальные издевательства,  при которой школьники проходят через череду разнообразных испытаний и унижений (передвижение вприсядку, стояние под холодным дождем без одежды, употребление большого количества воды и пр.) с целью доказать свое право на принадлежность к той или иной группе. Присутствует только в ситуации наличия некой закрытой группы, в которую нельзя войти по доброй воле.

Мобинг(от англ. mob - грубить, хамить, нападать стаей) – подавление коллективом одиночек, «белых ворон», недоброжелательные или агрессивные действия со стороны группы, направленные на одного из членов коллектива, которые производятся систематически в течение длительного времени, так называемый целевой психотеррор. При мобинге цель – устранить человека из группы, тот  кто силен и воспринимается как опасный и угрожающий, как возможный конкурент.

Дедовщинаиздевательства, практикуемые старшими по отношению к младшим в так называемых группах «принудительного членства» (группы из которых нельзя выйти по собственной воле). По типу дедовщины могут развиваться издевательства в коллективе класса во взаимоотношениях микрогрупп либо отношения «родитель-ребенок» в семье.

Буллинг – длительное, умышленное физическая или психическая травля со стороны одного по отношению к другому, не способному защитить себя в данной ситуации.

 

Типичные черты учащихся, склонных становиться булли (агрессор):

 

  • испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей;
  • часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей;
  • не испытывают сочувствия к своим жертвам;
  • если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков;
  • дети, воспитывающиеся в семьях с авторитарным, жестким воспитанием – будучи запуганными и забитыми дома, они пытаются выплеснуть подавленные гнев и страх на более слабых сверстников;
  • дети, воспитывающиеся в семьях с низким уровнем эмоционального тепла и поддержки (например, сироты в опекунских семьях и т.п.).

 

Наиболее часто   жертвами   школьногобуллинга становятся дети, имеющие:

 

  • физические недостатки– носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
  • особенности поведения– замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;
  • особенности внешности– рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
  • неразвитые социальные навыки– часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;
  • страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность,
  • отсутствие опыта жизни в коллективе

  болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия(нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

  • низкий интеллекти трудности в обучении. 

Поведение жертвы определяется

по следующим показателям:

  • его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
  • на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
  • во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
  • его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
  • на других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет;
  • хорошо ладит с учителями     и плохо со сверстниками;
  • опаздывает к началу занятий     или поздно покидает школу;
  • во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.

 Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, 

что он жертва буллинга:

  • Я тебе верю(это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
  • Мне жаль, что с тобой это случилось(это поможет  ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
  • Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
  • Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет  ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
  • Я люблю тебяи постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет  ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).

 

Подростки – самое точное из  «социальных зеркал»,  и их социально нездоровое поведение отражает болезни  семьи и общества.

Однако известно, что большинство болезней легче предупредить, чем вылечить.

 

свернуть