Обучение на повышенном уровне способствует выявлению и развитию у учащихся необходимых качеств личности и ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
В этой связи в гимназии функционируют классы (группы) профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических специальностей.
Обучение в классах (группах) педагогической направленности организуется с целью создания системы непрерывной специализированной подготовки в старших классах общего среднего образования, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, и нацелено на удовлетворение образовательных потребностей и развитие способностей обучающихся, ориентированных на продолжение образования в ССУЗах и ВУЗах педагогического профиля Республики Беларусь.
Выбор предметов для изучения в классах (группах) педагогической направленности осуществляется самими учащимися согласно их интересам и запросам на диагностической основе, а также возможностям гимназии.
Гимназия является школой-лабораторией учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования. В учреждении образования активно внедряется передовой педагогический опыт, ведется эффективная методическая работа, осуществляется системная профильная и допрофильная подготовка учащихся к выбору педагогической профессии. Гимназия сотрудничает с БГПУ им.М.Танка, ВГУ им.Машерова. Созданы филиалы кафедры физики, кафедры ботаники,кафедры информатики ВГУ им.П.М.Машерова. Кадровое обеспечение отличается достаточным уровнем квалификации педагогов, которые работают в классах с повышенным уровнем изучения отдельных предметов (не ниже первой категории). В рамках методической работы осуществляется повышение квалификации учителей гимназии по вопросам на организации допрофильной подготовки и профильного обучения.
Работа классов (групп) педагогической направленности организована в соответствии с законодательством Республики Беларусь, разработанными локальными актами гимназии: Положением о классах (группах) педагогической направленности, Положением о педагогической практике.
Проводятся факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию».
Организована педагогическая практика учащихся групп педагогической направленности. Педагогическая практика является составной частью педагогического процесса в гимназии и связующим звеном между теоретическим обучением учащихся классов педагогической направленности в рамках факультативного курса «Введение в педагогическую профессию» и их самостоятельной практической деятельностью в детских коллективах начальных классов и V,VI классов гимназии. Педагогическая практика является первоначальным опытом и практической подготовкой учащихся классов педагогической направленности к их будущему осознанному выбору педагогической профессии. В каникулярное время (осенние, зимние, весенние и летние каникулы) учащиеся групп педагогической направленности привлекаются для работы с учащимися в школьном оздоровительном лагере.
Учащиеся групп педагогической направленности ведут зачетные книжки, в которых фиксируются результаты выполнения педагогических проб, организованных согласно программе факультативного курса «Введение в педагогическую профессию», а также педпрактики.
Допрофильная педагогическая подготовка осуществляется через участие в республиканском инновационном проекте «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования»
В рамках реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования» организовано проведение факультативных занятий «Познай себя», VI класс; «Семейная педагогика», VII класс, «Педагогические роли учителя», VIII класс; «Искусство практического человековедения», IX класс.
Организована работа педагогического отряда учащихся V- IX классов гимназии с целью оказания помощи младшим школьникам в организации учебной и досуговой среды, а также в выполнении социально-значимых дел и заданий.
Качественное проведение факультативных занятий, педагогическая практика позволяют педагогам успешно подготовить учащихся к мероприятиям областного и республиканского уровня для учащихся классов (групп) педнаправленности.
- В 2015/2016 учебном году учащиеся 10Г класса педагогической направленности приняли участие в Республиканском слете педклассов.
- В 2016/2017 учебном году учащиеся 11Г класса педагогической направленности победили в областном конкурсе «Будущие педагоги – о школе будущего» в номинации «Мультимедийный проект», стали лауреатами республиканского конкурса «Будущие педагоги – о школе будущего» в номинации «Мультимедийный проект»
- В 2017/2018 учебном году в областной образовательно-познавательной игре «Педагогический баттл «Будущие педагоги – о школе будущего» учащиеся гимназии под руководством Сакович Г.Н. получили диплом первой степени.
26 апреля 2018 года, в рамках Декады студенческой науки в г.Минске состоялся очный этап форсайт-форума «Будущие педагоги – о технологиях подготовки успешного педагога». Форсайт-форум стал площадкой, на которой учащиеся педагогических классов школ-лабораторий учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования представили свое видение наиболее эффективных технологий подготовки педагога для школы будущего. Учащиеся гимназии под руководством Суховой Г.А., Сакович Г.Н., Плешковой М.М. разработали форсайт-идею «Педагагічны ўчынак». Спикер-делегат в Минске – учащаяся 10А класса Беляева Дарья. Этому предшествовала сложная аналитическая и творческая работа: учащимися были изучены литературные и интернет-источники в области футурологии, материалы мировых образовательных форсайт-исследований. Материалы форсайт-форума и форсайт-идея «Педагагічны ўчынак» размещены в «Настаўніцкай газеце».
На августовской конференции педагогических работников Первомайского района г.Витебска Беляева Д. также представила форсайт-идею «Педагагічны ўчынак» в рамках работы педагогической студии «Матрица профессионального саморазвития».
В апреле 2019 года, в рамках Декады студенческой науки в г.Минске состоялся научный Stand Up «Будущие педагоги – о современном ребенке», на котором учащиеся классов, групп педагогической направленности представили свои исследовательские разработки в жанре. Руководили работой учащихся Сухова Г.А., Сакович Г.Н. Представлен проект Ветер перемен».
С 13 апреля 2020 года в БГПУ им. М.Танка стартовал республиканский волонтерской образовательный онлайн-проект «Будущие педагоги – детям». Учащиеся группы педагогической направленности 11А класса Трапша А. и Гурченко В. подготовили (под руководством учителя русского языка и литературы Добровольской О.Е.) и провели онлайн-урок русского языка для 2 класса по теме «Безударные гласные в корне слова». Урок транслировался 24 апреля на официальном YouTube-канале БГПУ им. М.Танка.
В 2021/2022 учебном году учащиеся участвовали в конкурсе на лучший маскот и слоган (в рамках Декады студенческой науки в г.Минске), получили сертификаты.
24-25 мая 2022 года учащиеся 10 класса приняли участие в областном форуме профильных классов педагогической направленности "Педагог: профессия, призвание, искусство" (г. Полоцк). Следует отметить также участие в IV Фестивале педагогических классов в г .Гродно, дистанционно (декабрь 2021), в проекте «ТЕЛЕМОСТ «Учитель будущего», (12.10.2021), в создании поздравительного видеоальбома (Областной видеоальбом #оДа учителю в рамках республиканской акции, посвящённой празднованию Дня учителя) (30.09.2021), в квесте учащихся 11-х классов (групп) педагогической направленности, а также учащихся, мотивированных на получение педагогических профессий «ВГУstart» в ВГУ имени П.М.Машерова (26 марта 2022).
Участие в образовательных мероприятиях по вопросам педагогической подготовки учащихся
год |
Мероприятие |
Участник |
2017 |
II Республиканская научно-практическая конференция «Педагогические классы: опыт и перспективы» |
Канцепольская А.В., Купревич И.В., Шепелевич Ю.В., Юрьева М.В. |
2017 |
областная научно-практическая конференция «Профильное обучение и профориентационная работа в современной школе: модели, тенденции, перспективы» |
Купревич И.В. |
2017/2018 |
открытый районный конкурс «Моя дорога – быть педагогом!» для учащихся и педагогов профильных классов (групп) педагогической направленности |
Гимназия №5 - организатор |
2018 |
педагогическая студия «Матрица профессионального саморазвития» (августовская конференция педработников) |
Купревич И.В., Сухова Г.А., учащаяся группы педнаправленности Беляева Д. |
2018 |
Республиканский семинар участников экспериментального проекта Апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования» |
Гимназия №5 - организатор |
2019 |
заседание Координационного совета по вопросам непрерывного педагогического образования |
Дериба Л.Н. |
2019 |
III Республиканская научно-практическая конференция «Педагогические классы: опыт и перспективы» |
Купревич И.В., Шепелевич Ю.В., Сухова Г.А., учащиеся групп педнаправленности |
2020 |
Научно-практическая конференция «Инновационные решения использования образовательных ресурсов в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения» |
Юрьева М.В., Запольская Н.В. |
2021 |
Республиканский вебинар для участников республиканского инновационного проекта «Психолого-педагогическое сопровождение допрофильной педагогической подготовки учащихся» |
Козлова Е.В. |
2021 |
Областной тематический семинар «Эффективные модели профессионального становления педагога как условие непрерывного педагогического образования»
|
Купревич И.В., Шепелевич Ю.В., Сухова Г.А., Юрьева М.В., Запольская Н.В., Плиско Р.Н., Гречишникова И.И.,Сакович Г.Н., учащиеся групп педнаправленности |
2021 |
IV международная научно-практическая конференция «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы», онлайн |
Купревич И.В. |
2022 |
IV Международная научно-практическая конференция «Педагогические классы: опыт и перспективы». БГПУ, г.Минск |
Купревич И.В., Шепелевич Ю.В., Юрьева М.В., Ладычина А.В., учащиеся групп педнаправленности |
В 2017/2018 учебном году среди учащихся профильных X-XI классов педагогической направленности, а также среди педагогов, работающих в этих классах, проведен открытый районный конкурс «Моя дорога – быть педагогом!». Конкурс «Моя дорога – быть педагогом!» направлен на профессионально ориентированную подготовку учащихся к выбору педагогической профессии, организационную поддержку творческой инициативы молодежи. Учредителями и организаторами Конкурса стали отдел образования, спорта и туризма администрации Первомайского района г. Витебска, учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова», государственное учреждение образования «Гимназия № 5 г. Витебска». Учащиеся гимназии получили дипломы в номинациях конкурса: рекламный буклет (плакат) «Приходите в наш педкласс»; сочинение учащихся на тему «Письмо мне, учителю 2037 года»; презентация «Педагогические династии в нашей школе».
Информация о трансляции опыта по организации педагогической подготовки учащихся (печатные статьи)
год |
Издание |
Статья |
Автор |
2017 |
Сборник статей областной научно-практической конференции «Профильное обучение и профориентационная работа в современной школе: модели, тенденции, перспективы» |
Непрерывная педагогическая подготовка учащихся в условиях гимназии |
Купревич И.В. |
2018 |
Адукацыя і выхаванне; 12/2018 |
Статья ”Организация деятельности педагогический классов: опыт работы гимназии №5 г. Витебска“ |
Дериба Л.Н., Купревич И.В. |
2019 |
Сборник статей III Республиканской научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт и перспективы» |
Организация непрерывной педагогической подготовки учащихся |
Купревич И.В. |
2020 |
Сборник статей научно-практической конференции «Инновационные решения использования образовательных ресурсов в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения» |
|
Купревич И.В. Шепелевич Ю.В. Запольская Н.В. Юрьева М.В. |
2020 |
Беларускі час |
Школьный старт в педагоги |
Корреспондент В.Дашкевич |
2022 |
Непрерывное педагогическое образование: достижения и перспективы : сб. науч.-метод. статей / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: А. И. Жук (науч. ред.), А. В. Торхова, А. В. Позняк [и др.]. — Минск : БГПУ, 2022 |
Реализация модели непрерывной педагогической подготовки |
Купревич И.В. |
2022 |
журнал «Вестник ВОИРО», №1, 2022 год |
Модель пропедевтической педагогической подготовки учащихся в системе непрерывного педагогического образования в Республике Беларусь |
Купревич И.В. |
2021 |
сборник IV международной научно-практической конференции «Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы» |
Использование потенциала школы-лаборатории учебно-научно-инновационного кластера для совершенствования профессиональной компетентности педагогов |
Купревич И.В. |
2021 |
сборник Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные тенденции развития общего и вузовского образования» |
Реализация модели непрерывной педагогической подготовки учащихся |
Купревич И.В. |
С 2015/2016 учебного года в гимназии осуществляется набор в классы педагогической направленности.
2015/2016 учебный год, 10Г - класс педагогической направленности, 13 учащихся, сформирован из учащихся гимназии №5 и других общеобразовательных учреждений Первомайского района.
2016/2017 учебный год, 11Г - класс педагогической направленности, 13 учащихся, 10Б - класс педагогической направленности, 29 учащихся, сформирован из учащихся гимназии №5.
2017/2018 учебный год, 11Б - класс педагогической направленности, 29 учащихся, на параллели X классов - группа педагогической направленности, 15 учащихся, сформирована из учащихся гимназии №5.
Выпускники 11Б: 4 рекомендованы педагогическим советом для поступления в ВУЗ на педагогические специальности, 8 выпускников выбрали для продолжения образования педагогические специальности.
2018/2019 учебный год, на параллели XI классов 11А класс - группа педагогической направленности, 14 учащихся, на параллели X классов - группа педагогической направленности, 9 учащихся, сформирована из учащихся гимназии №5.
2019/2020 учебный год, на параллели XI классов 11А класс - группа педагогической направленности, 10 учащихся, на параллели X классов - группа педагогической направленности, 11 учащихся, сформирована из учащихся гимназии №5.
2020/2021 учебный год, на параллели XI классов - группа педагогической направленности, 8 учащихся, на параллели X классов - группа педагогической направленности, 13 учащихся, сформирована из учащихся гимназии №5.
2021/2022 учебный год, на параллели XI классов - группа педагогической направленности, 10 учащихся, на параллели X классов - группа педагогической направленности, 10 учащихся, сформирована из учащихся гимназии №5.
2022/2023 учебный год, на параллели XI классов - группа педагогической направленности, 10 учащихся, на параллели X классов - группа педагогической направленности, 10 учащихся, сформирована из учащихся гимназии №5.
Сведения о поступлении на педагогические специальности выпускников классов (групп) педагогической направленности
год |
кол-во выпускников |
поступили на педспециальности |
процент поступления на педспециальности |
2017 |
13 |
7 |
54% |
2018 |
29 |
7 |
25% |
2019 |
14 |
8 |
57% |
2020 |
11 |
5 |
45% |
2021 |
8 |
6 |
75% |
2022 |
10 |
6 |
60% |