Советы психолога

Рекомендации психолога для родителей первоклассника

  • Ваш ребенок пошел в школу. Но не считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.
  • Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.
  • Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.
  • Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше - за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка гораздо большее значение, чем раньше.
  • Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим, хотя бы в первом классе.
  • Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.
  • Старайтесь не входить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка.
  • На первых порах просите ребенка «подсказать» вам как, дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в движении.
  • Дойдите с ребенком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа не единственная.
  • Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возможности появится опыт размышлений о себе и своей жизни.
  • И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.
  • И еще очень важно - уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
свернуть

«Безопасность в интернете»

В настоящее время фиксируется деструктивная деятельность сообществ соцсети «Вконтакте», направленная на распространение среди молодежи региона суицидальных идей.
развернуть

В частности, были выявлены случаи, когда пользователей социальной сети «Вконтакте», в основном школьников, принуждали к сведению счётов с жизнью группой неизвестных, действовавших счерез суицидальные группы «Разбуди меня в 4:20»; f57; f58; «Тихийдом»; «Рина»; «Няпока»; «Море китов»; «50 дней до моего …».

По мнению СМИ, администраторы этих и многих других закрытых групп причастны к самоубийствам не менее 130 школьников в различных городах. В городе Витебске уже возбуждено 2 уголовного дела в отношении лиц, являющихся администраторами данных закрытых групп.

В связи с распространенными опасными играми в сети Интернет, провоцирующими суициды среди несовершеннолетних родителям подростков стоит проверить, в каких группах их дети находятся в соцсетях и обратить на это особое внимание.

Также важно знать:

1. Если ребенок внезапно стал вести себя иначе, стал замкнутым, не выпускает телефон из рук и очень много проводит время в Интернете, в особенности ночью, то следует обсудить происходящее  с ребенком.

         2. Подросток не высыпается, даже если рано ложится спать. Обратите внимание, спит ли Ваш ребенок в ранние утренние часы.

         3. Если ребенок рисует китов, бабочек, единорогов, в том числе царапает их изображения у себя на руках.

         4. Состоит в группах, содержащих в названии следующее: «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4:20»; f57; f58; «Тихийдом»; «Рина»; «Няпока»; «Море китов»; «50 дней до моего …»; и другие.

         5. Ребенок закрыл Вконтакте доступ к подробной информации. В переписке с друзьями (на личной стене) есть фразы: разбуди меня в 4:20; я в игре. Опасно, если на стене появляются цифры, начиная от 50 и меньше.

6. Переписывается в вайбере и других мессенджерах с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения.

 

Уважаемые родители! Более внимательно относитесь к своим детям. Ребенок не должен чувствовать себя одиноким и брошенным. Он должен искать защиту у родных, а не бродить по сети Интернет в поисках различных групп, которые, как показывает практика, могут быть смертельно опасными.

Необходимо в каждом доме, где ребенок имеет доступ к Интернету, предпринимать все необходимые меры безопасности, начиная с установки программ, обеспечивающих контроль доступа к сайтам, контроля времени, проводимого ребенком за компьютером. Обязательно контролируйте поведение и настроение детей.

Круг общения ребенка должен быть известен родителям. Посмотрите, какое настроение у окружения ребенка; в случае, если есть определенные сомнения в ком-то из друзей, поинтересуйтесь о них у родителей, других детей.

Обращайте внимание на возможные самоповреждения, которые дети могут маскировать под царапины животных. Это один из серьезных сигналов, требующий уже безотлагательного вмешательства специалистов.

Постарайтесь больше времени проводить с детьми. Родители должны найти подход к своим детям, разговаривать о проблемах и объяснять, в чем реальная опасность.

Проверьте аккаунты своих детей, сделайте закрытыми, если это нужно. Объясните ребенку, что Вы не хотите вмешиваться в его личное пространство, но бережете его от реальной опасности.

свернуть

Как беседовать с подростком

Если вы заметили резкие негативные изменения в поведении подростка, постарайтесь поговорить с ним по душам. Можно попытаться выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным, выяснить, кто его друзья и чем он увлечен.
развернуть

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте.. да ты просто несешь чушь!»

«Все безнадежно и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно решить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом…»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается  -значит не старался!»

Телефон экстренной психологической помощи в г. Витебске: 61-60-60.

 

Центр здоровья молодежи: г. Витебск, ул. Чкалова,14в. тел. 57-24-71, регистратура: 57-78-79  -  консультации психолога, консультации врачей (анонимно, конфиденциально, бесплатно).

 

Телефон доверия РБ 8(017)246-03-03.

свернуть

«Интернет и выбор профессии»

Рекомендации для родителей выпускников
развернуть

На сегодняшний день нет сомнений, что интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Сложно представить, как бы мы  смогли обходиться без  телефонов, компьютеров, планшетов и других навороченных гаджетов, у которых есть необходимый нам доступ в интернет пространство.

Что же говорить о молодом поколении? Сегодня телефон, интернет стал естественным элементом жизни подрастающего поколения.  Многие ученые уже доказали, что среднестатистический подросток может обойтись без смартфона и выхода в интернет не более часа.  И очень часто круг интересов ребенка сосредотачивается на его виртуальном мире. Однако без должного взрослого контроля и объяснения, ребенок может «натыкаться» в интернете на довольно-таки деструктивную информацию, которая может негативно сказаться на мировоззрении несовершеннолетнего.

Именно поэтому сегодня хотелось бы рассказать об интернет –ресурсах, которые могут помочь в решении одного из самых главных вопросов подросткового возраста – вопроса профессионального самоопределения.  Хотелось бы представить вашему вниманию белорусские сайты, которые могут помочь ребенку определиться с его выбором профессии, или, по крайней мере, еще раз напомнить учащемуся, что в интернет пространстве  тоже есть необходимый контент с полезной для него информацией.

  1. http://KudaPostupat.byЭлектронный справочник абитуриента: удобнейший поиск по вступительным экзаменам//специальностям, проходные баллы, онлайн-тест на профессию, все о ЦТ И РТ, словарь профессий и специальностей с соответствующим списком ВУЗОВ, ССУЗОВ, актуальные новости, экраны подачи документов и многое другое, что необходимо знать абитуриентам.
  2. http://www.abiturient.byИнформация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте. Сайт отвечает на такие вопросы: Кем быть? Где учиться? Куда поступить?
  3. http://www.kem.by Сайт популярного журнала  по профориентации «Кем быть».
  4. http://startcareer.byВыбор профессии и направления профессионального образования.
  5. 10. http://rcpom.edu.byРеспубликанский центр профориентации Республики Беларусь.

 От того, насколько выбор профессии будет соответствовать интересам, склонностям, особенностям личности и характера, способностям школьника, зависит  не только то, как будет учиться молодой человек в колледже или вузе, будет ли успешной его карьера, но и его здоровье и - в конечном итоге - счастье. Ведь СЧАСТЬЕ, по мнению многих специалистов, это когда в человеке совпадают его "ХОЧУ" (интересы и склонности),"МОГУ" (способности) и "ДОЛЖЕН" (направленность личности, ее морально-нравственные установки, понятие о труде как об основополагающей категории развития личности).

свернуть

ЛЮБОВЬ И ДОВЕРИЕ В СЕМЬЕ КАК ГАРАНТИЯ СОХРАНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Информация в рамках акции «Дом без насилия»

По материалам пособия «Профилактика домашнего насилия»

развернуть

В нашей стране ведётся активная работа по формированию здорового образа жизни населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация – признак сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья. Что же такое здоровая семья? Это – семья, которая ведёт правильный образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток. Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья – это основное звено,где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления, связанные с выполнением определённого действия, ребёнок черпает из домашнего бытия.

Ребёнок видит, воспринимает, старается подражать, и это действие у него закрепляется независимо от его ещё не окрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребёнком во взрослую жизнь и в собственную семью. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

Но если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит как в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, так и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценной может быть только жизнь здорового человека. Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

В наше сложное время, время экономических и социальных реформ, жизненные ценности изменились. Сегодня большую часть дня мы проводим на работе, стараясь улучшить своё финансовое положение. К сожалению, многие из нас перестали заботиться о своём здоровье, осталось в прошлом понятие «здоровый образ жизни». Многие утратили культуру здорового образа жизни, культуру питания.

Взрослое население зачастую ведёт малоподвижный образ жизни. Итог – избыточная масса тела или ожирение, с чем многие из нас годами безрезультатно борются.

Необходимо также помнить, что спорт – это основа здоровья нации. Спорт может и должен решать определённые социальные задачи. Спорт способен укрепить семью, если взрослые вместе с детьми будут проводить свободное время на спортивной площадке. И это тоже – основа крепкого государства. Искусство вести здоровый образ жизни доступно каждому, нужно только иметь желание и силу воли, нужно преодолевать свои слабости и свою лень. Вредные привычки легче предотвратить, чем потом от них избавляться.

В народе говорят: «Здоровому – всё здорово!» Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и здоровье семьи, в первую очередь, зависят от него самого. Необходима, прежде всего, личная ответственность каждого за своё здоровье и здоровье своей семьи.

Основные функции семьи

1) Воспитательная– удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и их воспитании.

2) Хозяйственно-бытовая– удовлетворение материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействие сохранению их здоровья.

3) Эмоциональная– удовлетворение потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

4) Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении.

5) Функция первичного социального контроля – соблюдение членами семьи социальных норм.

Семьи могут быть функциональными или дисфункциональными.

Функциональная (здоровая) семья – это семья, где:

- каждый её член ответственно и дифференцированно выполняет свои функции;

- удовлетворяется потребность в росте и развитии как семьи в целом, так и каждого её члена;

- имеется сходство интересов и ценностных ориентаций;

- существуют ясные каждому члену семьи правила и традиции;

- члены семьи способны самостоятельно разрешать противоречия и конфликты во всех аспектах совместной жизни;

- присутствует самоуважение и уважение друг к другу, честность, желание быть вместе.

Дисфункциональная семья (от лат. dis – «нарушение», «расстройство», «утрата чего-либо» и functio – «деятельность») – это семья, в которой:

- нарушена структура;

- обесцениваются или игнорируются основные семейные функции;

- имеются явные или скрытые дефекты воспитания детей;

- члены семьи не умеют самостоятельно разрешать противоречия и конфликты;

- существует проблема пьянства.

Здоровая семья – это средоточие духовности, любви, гармонии, прочная опора человека, его надежда и защита.

Семь признаков здоровой психологической атмосферы в семье:

1) понимание и уважение;

2) дружеская атмосфера и общение;

3) умение уступать друг другу;

4) совместное обсуждение важных семейных вопросов, разумное равноправие и равномерное распределение бытовых обязанностей;

5) отсутствие алкогольной и наркотической зависимости у членов семьи;

6) совместное проведение досуга;

7) доброжелательное отношение к представителям старшего поколения и к другим родственникам, отсутствие глобальных конфликтов между поколениями.

свернуть

КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ

26.04.2017

Информация в рамках акции «Дом без насилия»

По материалам пособия «Профилактика домашнего насилия»

развернуть

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей.

В основе любого конфликта лежат различия в позициях сторон по какому-либо поводу, противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах либо несовпадение интересов и желаний людей. Это не так уж и плохо, поскольку учит нас отстаивать свои интересы.

Главное, чтобы не возникало внутриличностных конфликтов, которые могут привести к тяжелым последствиям для психики человека, а именно – к неврозам.

Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмета спора.

В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация.

Составляющими конфликтной ситуации являются:

  • участники конфликта (оппоненты);
  • предмет конфликта.

Типы конфликтов:

  • внутриличностный (например, между долгом и совестью);
  • межличностный (самый распространённый; проявляется при столкновении точек зрения, характеров, убеждений разных людей);
  • между группой и личностью (групповые нормы поведения и ценности различаются у отдельных членов группы);
  • межгрупповой конфликт (возникает между группами или частями одной группы).

 

Причины конфликтов родителей с подростками

Со стороны подростков:

  • кризис переходного возраста;
  • стремление к самостоятельности и самоопределению;
  • требование большей независимости во всем – от выбора одежды до собственного пространства;
  • привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
  • бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Со стороны родителей:

  • нежелание признавать, что ребёнок стал взрослым;
  • боязнь выпустить ребёнка «из гнезда», неверие в его силы;
  • проецирование поведения ребёнка на себя в его возрасте;
  • борьба за собственную власть и авторитет;
  • отсутствие понимания между взрослыми в вопросах воспитания ребёнка;
  • несоответствие ребёнка родительским ожиданиям.

В повседневной жизни конфликты присутствуют всегда, и нужно научиться конструктивно разрешать их. Для этого необходимо осознавать наличие разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от её решения может привести к проблемам куда более серьёзным:

  • физиологическим, связанным с состоянием здоровья;
  • психологическим (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера, психическое расстройство, депрессия, суицид и т. д.);
  • социальным (потеря семьи, развод, потеря работы).

Психологи выделяют несколько способов разрешения конфликтов (они перечислены ниже).

Уклонение – нежелание участвовать в урегулировании конфликта и защищать собственные интересы, стремление выйти из конфликтной ситуации. Данный способ может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт.

Приспособление – попытка смягчить конфликтную ситуацию и сохранить взаимоотношения, уступая давлению противоположной стороны. Мотивы такого поведения могут быть различными: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений в семье, несерьёзность проблемы.

Принуждение – управление конфликтом путём давления, применение власти или силы с целью заставить принять свою точку зрения.

Конфронтация – поведение, ориентированное на достижение своих целей без учета интересов другой стороны. Это самый худший способ разрешения конфликта.

Компромисс – урегулирование конфликта путём взаимных уступок. Участники конфликта сходятся на «золотой середине», то есть на частичном удовлетворении интересов каждого. Однако через какое-то время могут проявиться и «плохие» последствия компромиссного решения, например, неудовлетворённость их половинчатостью. Кроме того, конфликт в несколько изменённой форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема была решена не до конца.

Сотрудничество – совместный поиск, в ходе открытого обсуждения, тех решений, которые полностью удовлетворяют интересам обеих сторон. Сотрудничество предполагает умение сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения и выслушивать противоположную сторону. При сотрудничестве вырабатывается способность воспринимать аргументы другого человека. Этот способ основывается на убеждённости участников конфликта в том, что расхождение во взглядах – неизбежный результат различия представлений людей о том, что правильно, а что нет. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счёт других, а ищет решение проблемы. Кратко установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

Большинство конфликтов в семье начинается со слов. Жизнь показывает, что любое неосторожное слово может стать началом конфликта.

Один из продуктивных путей предотвращения опасных ситуаций в семейной жизни – умение вести диалог с членами семьи, сдерживать эмоции в спорных вопросах, следить за культурой речи.

свернуть

АЛКОГОЛЬ – СПУТНИК ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

26.04.2017

Информация в рамках акции «Дом без насилия»

По материалам пособия «Профилактика домашнего насилия»

развернуть

В 1975 г. 38-я сессия Всемирной организации здравоохранения официально признала алкоголь наркотиком, разрушающим здоровье человека. Спиртное – точно такой же наркотик, как марихуана, гашиш, героин.

В настоящее время учеными доказано, что нет безопасных, а тем более полезных доз алкоголя: так, 100 г водки губит 7,5 тыс. активно работающих клеток головного мозга.

По оценке Всемирной организации здравоохранения, от злоупотребления алкоголем ежегодно умирают 2,5 миллиона человек, значительную долю которых составляет молодежь. Употребление алкоголя во всем мире является третьим ведущим фактором риска расстройств здоровья. Самые разнообразные проблемы на почве алкоголя могут иметь тяжелейшие последствия для индивидов и их семей и серьёзно влиять на жизнь общества.

Данная проблема существует и в нашей стране. В целях снижения уровня алкоголизации населения в Республике Беларусь проводится последовательная государственная политика. В 2011 г. принята Государственная программа национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011-2015 гг., которая утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2011 г. № 27.

Подобные меры связаны с тем, что употребление алкоголя не только наносит вред здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический.

Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Неслучайно среди причин разводов в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-80%. В настоящее время в странах СНГ примерно половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа.

Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех её членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания – всё это ведёт к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей.

Изучение состояния детей, чьи родители злоупотребляют алкоголем, показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребёнка.

Насилие в алкогольной семье бывает:

  • явным (физическое и сексуальное);
  • скрытым (психологическое), которое проявляется в запугивании, притеснении, эксплуатации.

Вся жизнь алкогольной семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью. Члены семьи активно отрицают алкогольную зависимость, стремятся тщательно скрывать неблагополучие своей семьи от посторонних и даже друг от друга, практически запрещая обсуждение этой темы. По мнению самих опрошенных, жизнь алкогольной семьи построена на лжи, и даже её членам порой трудно распознать правду.

Усилению или появлению отклонений в поведении детей, рожденных в семьях, злоупотребляющих алкоголем, также способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребёнок является «лишним», отвергнутым, видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых.

Такая наследственность и социальная ситуация развития ребёнка (недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребёнка и его внутренним конфликтом, возникающим в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.

Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребёнка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям. При семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах.

Выделяют общие черты, присущие детям алкоголиков в плане становления их характера как сочетания врождённых факторов и внешних влияний.

Прежде всего, дети из семей алкоголиков очень впечатлительны.

Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти.

Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации.

Ребёнок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего. Почти все дети алкоголиков не способны идентифицировать или выразить свои чувства.

Ребёнок фактически изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс между поведением родителей и их уверениями в том, что всё в порядке, ничего не произошло. Он учится не замечать, не реагировать на чувства других и старается держать свои переживания в себе. То есть импрессивность (склонность к внутренней «переработке» чувств и переживаний) – качество, также присущее большинству детей из алкогольных семей.

Особенно тяжело дети переживают обиду, нанесённую родителями, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями или даже избивают их. Но ни родителям, ни сверстникам дети никогда не рассказывают о своих страданиях. Ведь для детей естественно и необходимо гордиться своими родителями, поэтому, когда они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, то всё равно защищают близких.

Дети предпочитают переживать всё в душе, поскольку убеждены: того, о чем не сказано вслух, не существует. Сохранить этот большой секрет важнее, чем рассказать о своих чувствах. Также дети из алкогольных семей отличаются внутренней неустойчивостью, обусловленной наличием трудно совместимых, противоположно направленных чувств и переживаний, склонностью к беспокойству и волнениям.

Последнее качество определяется повышенной эмоциональной чувствительностью, потрясениями и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей, неразрешимостью для ребёнка какой-либо жизненно важной ситуации, блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений, неспособностью утвердить себя, отсутствием внутренней гармонии.

Мучительные для детей переживания обусловлены хронической психотравмирующей ситуацией, источником постоянного психологического напряжения. На этом фоне всё новые психологические травмы усиливают патогенность жизненной ситуации, поскольку ребёнок не может справиться с ними.

Положение осложняется тем, что дети могут из-за своего ограниченного и уже искажённого опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение.

Все эти нарушения приводят к различным формам отклонения в поведении детей. Ребёнок становится грубым, непослушным, стремится всё сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отмечаться пассивные реакции, когда ребёнок уходит из дома и не возвращается из страха перед родителями, а затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками.

Ещё одной формой нарушения поведения детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. У детей в силу их общей невротизации, лёгкой внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к формированию социально отрицательных форм имитационного поведения, таких как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти примеры убедительно демонстрируют роль окружения в предупреждении нарушений поведения и патологии характера у детей алкоголиков.

В условиях хронически тяжёлой семейной обстановки указанные нарушения поведения постепенно нарастают и приобретают для ребёнка характер привычного поведенческого стереотипа.

Все перечисленные нарушения могут стать основой для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих её социальную адаптацию.

И, наконец, стоит помнить: конфликты в семье возникают как тогда, когда алкоголем злоупотребляют взрослые, так и в тех случаях, когда к распитию спиртных напитков пытаются приобщиться подростки.

свернуть

Что происходит с подростком?

11.02.2017
В подростковом возрасте резко возрастает уровень половых гормонов, идет активная перестройка организма.  Поскольку наши эмоции сильно зависят от гормонального фона, все это вызывает перепады настроения, повышенную чувствительность, тревожность и агрессивность. Подросток испытывает стресс от тех изменений, которые происходят с его телом, и от своего нового статуса – он уже не ребенок, но еще и не взрослый.
развернуть

Особенности возраста:

  1. Проявить свою автономность.

Взросление подразумевает приобретение собственного опыта – именно поэтому подросток так спешит «набить шишки» и не хочет руководствоваться опытом родителей. Пробуя и ошибаясь, он должен научиться принимать решения, опираясь на себя и нести за них ответственность.

  1. Осознать, и привыкнут к своей новой роли.  Гормональная перестройка может вызвать у подростка растерянность и стресс. Подростки очень самокритичны и проявляют, неимоверны интерес к своему лицу, фигуре, веснушкам и оттопыренным ушам. Пытаясь найти какие-то ориентиры в этом мире, подросток может слепо копировать стереотипы, подражая  «супергероям» из фильмов и компьютерных игр.
  2. Успешно влиться в  социум.

Для подростка на первый план выходит общение со сверстниками, где он может проявить себя, доказать свою самостоятельность и «взрослость».

Как беседовать с подростком

Если вы заметили резкие негативные изменения в поведении подростка, постарайтесь поговорить с ним по душам. Можно попытаться выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, никому не нужным, выяснить, кто его друзья и чем он увлечен.

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Не стоит говорить

« Ненавижу всех…»

«Я вижу, что с тобой что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был (а) в твоем возрасте…»


«Все безнадежно и бессмысленно»

«Мне кажется, что ты подавлен. Иногда мы все себя так чувствуем. Давай обсудим, какие есть проблемы и как их можно решить»

«Подумай о тех, кому  хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о другом»

« Вы не понимаете  меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

« Где уж мне тебя понять!»

«У меня никогда ничего не получится!»

« Мне кажется, что ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай подумаем, как это можно изменить»»

« Не получается, значит не старался!»

 

свернуть

Жизнь без конфликтов

10.6.2014
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

11.6.2014
Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

12.6.2014
Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть