Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г.Витебска
Государственное учреждение образования
"Гимназия № 5 г. Витебска имени И.И.Людникова"
Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к учителю-дефектологу в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что учитель-дефектолог делает в школе?». В связи с этими вопросами возникла необходимость ответить на них.
Что делает учитель-дефектолог?
Основные направления работы учителя-дефектолога в школе – это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами нарушений у младших школьников.
Широко распространено мнение о том, что учителя-дефектологи только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью коррекционно-педагогической помощи является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
Какие ошибки должны насторожить родителей.
Это ошибки, не связанные с правилами русского языка, то есть ошибки, допускаемые там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений:
Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и, при отсутствии необходимой помощи; может сохраняться долгие годы.
Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции.
Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных "трудных" ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на уроке, экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и многое другое.
Часто возникающие речевые затруднения и неудачи приводят к повышенным затратам нервной энергии, а порой и к серьезным психическим травмам, которые могут вызвать чувство неполноценности, досады, беспомощности и другие отрицательные эмоции.
В результате у большинства заикающихся возникает невроз, что усиливает заикание и еще больше затрудняет речевое общение.
Однако, заикающимся детям и взрослым можно помочь. Логопедами разработана методика реабилитации заикания. Эта методика хорошо отработана и может быть использована как на занятиях под наблюдением логопеда, так и при самостоятельных занятиях.
Не затягивайте обращение к логопеду
Условия для правильного развития речи ребёнка младшего школьного возраста:
1. В общении с ребёнком следите за собственной речью. Говоря с ним, не торопитесь, звуки и слова произносите чётко, ясно. При чтении не забывайте про выразительность.
2. Своевременно устраняйте недостатки речи. Ни в коем случае не смейтесь над ребёнком. Не подражайте не правильной речи.
3. Не оставляйте без понятного ответа вопросы ребёнка.
Развитие связной речи:
1. Работа по звукопроизношению тесно связана с работой над всей речью ребёнка: накоплением словаря, формированием грамматического строя, развитием связной речи.
2. При развитии связной речи у детей родители могут использовать следующие задания:
- беседы по содержанию прочитанных текстов;
- упражнение в составлении предложений по картинке;
- составить рассказ о каком-нибудь предмете с наибольшим количеством признаков предметов, действий предметов (рассказы-описания);
- учить пересказывать сказки, рассказы с простым сюжетом;
- учить рассказывать об увиденном, об услышанном;
- речь хорошо развивается в деятельности, ребёнок-школьник должен сопровождать свою деятельность внешней речью.