Классы педагогической направленности

Обучение на повышенном уровне способствует выявлению и развитию у учащихся необходимых качеств личности и ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

В этой связи в гимназии функционируют классы (группы) профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических специальностей.

Обучение в классах (группах) педагогической направленности организуется с целью создания системы непрерывной специализированной подготовки в старших классах общего среднего образования, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, и нацелено на удовлетворение образовательных потребностей и развитие способностей обучающихся, ориентированных на продолжение образования в ССУЗах и ВУЗах педагогического профиля Республики Беларусь.

Выбор предметов для изучения в классах (группах) педагогической направленности осуществляется самими учащимися согласно их интересам и запросам на диагностической основе, а также возможностям гимназии.

Гимназия является школой-лабораторией учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования. В учреждении образования активно внедряется передовой педагогический опыт, ведется эффективная методическая работа, осуществляется системная профильная и допрофильная подготовка учащихся к выбору педагогической профессии. Гимназия сотрудничает с БГПУ им.М.Танка, ВГУ им.Машерова. Созданы филиалы кафедры физики, кафедры ботаники,кафедры информатики ВГУ им.П.М.Машерова. Кадровое обеспечение отличается достаточным уровнем квалификации педагогов, которые работают в классах с повышенным уровнем изучения отдельных предметов (не ниже первой категории). В рамках методической работы осуществляется повышение квалификации учителей гимназии по вопросам на организации допрофильной подготовки и профильного обучения.

Работа классов (групп) педагогической направленности организована в соответствии с законодательством Республики Беларусь, разработанными локальными актами гимназии: Положением о классах (группах) педагогической направленности, Положением о педагогической практике.

Проводятся факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию».

Организована педагогическая практика учащихся групп педагогической направленности. Педагогическая практика является составной частью педагогического процесса в гимназии и связующим звеном между теоретическим обучением учащихся классов педагогической направленности в рамках факультативного курса «Введение в педагогическую профессию» и их самостоятельной практической деятельностью в детских коллективах начальных классов и V,VI классов гимназии. Педагогическая практика является первоначальным опытом и практической подготовкой учащихся классов педагогической направленности к их будущему осознанному выбору педагогической профессии. В каникулярное время (осенние, зимние, весенние и летние каникулы) учащиеся групп педагогической направленности привлекаются для работы с учащимися в школьном оздоровительном лагере.

Учащиеся групп педагогической направленности ведут зачетные книжки, в которых фиксируются результаты выполнения педагогических проб, организованных согласно программе факультативного курса «Введение в педагогическую профессию», а также педпрактики.

Допрофильная педагогическая подготовка осуществляется через участие в республиканском инновационном проекте «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования»

В рамках реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования» организовано проведение факультативных занятий «Познай себя», VI класс; «Семейная педагогика», VII класс, «Педагогические роли учителя», VIII класс; «Искусство практического человековедения», IX класс.

Организована работа педагогического отряда учащихся V- IX классов гимназии с целью оказания помощи младшим школьникам в организации учебной и досуговой среды, а также в выполнении социально-значимых дел и заданий.

 Качественное проведение факультативных занятий, педагогическая практика позволяют педагогам успешно подготовить учащихся к мероприятиям областного и республиканского уровня для учащихся классов (групп) педнаправленности.

  • В 2015/2016 учебном году учащиеся 10Г класса педагогической направленности приняли участие в Республиканском слете педклассов.
  • В 2016/2017 учебном году учащиеся 11Г класса педагогической направленности победили в областном конкурсе «Будущие педагоги – о школе будущего» в номинации «Мультимедийный проект», стали лауреатами республиканского конкурса «Будущие педагоги – о школе будущего» в номинации «Мультимедийный проект»
  • В 2017/2018 учебном году в областной образовательно-познавательной игре «Педагогический баттл «Будущие педагоги – о школе будущего» учащиеся гимназии под руководством Сакович Г.Н. получили диплом первой степени.

26 апреля 2018 года, в рамках Декады студенческой науки в г.Минске состоялся очный этап форсайт-форума «Будущие педагоги – о технологиях подготовки успешного педагога». Форсайт-форум стал площадкой, на которой учащиеся педагогических классов школ-лабораторий учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования представили свое видение наиболее эффективных технологий подготовки педагога для школы будущего. Учащиеся гимназии под руководством Суховой Г.А., Сакович Г.Н., Плешковой М.М. разработали  форсайт-идею «Педагагічны ўчынак». Спикер-делегат в Минске – учащаяся 10А класса Беляева Дарья.   Этому предшествовала сложная  аналитическая и творческая работа: учащимися были изучены литературные и интернет-источники в области футурологии, материалы мировых образовательных форсайт-исследований. Материалы форсайт-форума и форсайт-идея «Педагагічны ўчынак» размещены в «Настаўніцкай газеце».

На августовской конференции педагогических работников Первомайского района г.Витебска Беляева Д. также представила форсайт-идею «Педагагічны ўчынак» в рамках работы педагогической студии «Матрица профессионального саморазвития».

В апреле 2019 года, в рамках Декады студенческой науки в г.Минске состоялся научный Stand Up «Будущие педагоги – о современном ребенке», на котором учащиеся классов, групп педагогической направленности представили свои  исследовательские разработки в жанре. Руководили работой учащихся Сухова Г.А., Сакович Г.Н. Представлен проект Ветер перемен».

С 13 апреля 2020 года в БГПУ им. М.Танка стартовал республиканский волонтерской образовательный онлайн-проект «Будущие педагоги – детям». Учащиеся группы педагогической направленности 11А класса Трапша А. и Гурченко В. подготовили (под руководством учителя русского языка и литературы Добровольской О.Е.) и провели онлайн-урок русского языка для 2 класса по теме «Безударные гласные в корне слова». Урок транслировался 24 апреля на официальном  YouTube-канале БГПУ им. М.Танка.

Участие в образовательных мероприятиях по вопросам педагогической подготовки учащихся

год

Мероприятие

Участник

2017

II Республиканская научно-практическая конференция «Педагогические классы: опыт и перспективы»

Канцепольская А.В., Купревич И.В., Шепелевич Ю.В., Юрьева М.В.

2017

областная научно-практическая конференция «Профильное обучение и профориентационная работа в современной школе: модели, тенденции, перспективы»

Купревич И.В.

2017/2018

открытый районный конкурс  «Моя дорога – быть педагогом!» для учащихся и педагогов профильных классов (групп) педагогической направленности

Гимназия №5 - организатор

2018

педагогическая студия «Матрица профессионального саморазвития» (августовская конференция педработников)

Купревич И.В., Сухова Г.А., учащаяся группы педнаправленности Беляева Д.

2018

Республиканский семинар участников экспериментального проекта Апробация модели допрофильной педагогической подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования»  

Гимназия №5 - организатор

2019

заседание Координационного совета по вопросам непрерывного педагогического образования

Дериба Л.Н.

2019

III Республиканская научно-практическая конференция «Педагогические классы: опыт и перспективы»

Купревич И.В., Шепелевич Ю.В., Сухова Г.А., учащиеся групп педнаправленности

2020

Научно-практическая конференция «Инновационные решения использования образовательных ресурсов в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения»

Юрьева М.В., Запольская Н.В.

 

В 2017/2018 учебном году среди учащихся профильных X-XI классов педагогической направленности, а также среди педагогов, работающих в этих классах, проведен открытый районный конкурс «Моя дорога – быть педагогом!». Конкурс «Моя дорога – быть педагогом!» направлен на профессионально ориентированную подготовку учащихся к выбору педагогической профессии, организационную поддержку творческой инициативы молодежи. Учредителями и организаторами Конкурса стали отдел образования, спорта и туризма администрации Первомайского района г. Витебска, учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова», государственное учреждение образования «Гимназия  № 5 г. Витебска». Учащиеся гимназии получили дипломы в номинациях конкурса: рекламный буклет (плакат) «Приходите в наш педкласс»; сочинение учащихся на тему «Письмо мне, учителю 2037 года»; презентация «Педагогические династии в нашей школе».

Информация о трансляции опыта по организации педагогической подготовки учащихся (печатные статьи)

год

Издание

Статья

Автор

2017

Сборник статей областной научно-практической конференции «Профильное обучение и профориентационная работа в современной школе: модели, тенденции, перспективы»

Непрерывная педагогическая подготовка учащихся в условиях гимназии

Купревич И.В.

2018

Адукацыя і выхаванне; 12/2018

Статья ”Организация деятельности педагогический классов: опыт работы гимназии №5 г. Витебска“

 Дериба Л.Н., Купревич И.В.

2019

Сборник статей III Республиканской научно-практической конференции «Педагогические классы: опыт и перспективы»

Организация непрерывной педагогической подготовки учащихся

Купревич И.В.

2020

Сборник статей научно-практической конференции «Инновационные решения использования образовательных ресурсов в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения»

 

Купревич И.В.

Шепелевич Ю.В.

Запольская Н.В.

Юрьева М.В.

С 2015/2016 учебного года в гимназии осуществляется набор в классы педагогической направленности.

 2015/2016 учебный год, 10Г - класс педагогической направленности, 13 учащихся, сформирован из учащихся гимназии №5 и других общеобразовательных учреждений Первомайского района.

 2016/2017 учебный год, 11Г - класс педагогической направленности, 13 учащихся, 10Б - класс педагогической направленности, 29 учащихся, сформирован из учащихся гимназии №5.

 2017/2018 учебный год, 11Б - класс педагогической направленности, 29 учащихся, на параллели X классов - группа педагогической направленности, 15 учащихся, сформирована из учащихся гимназии №5.

Выпускники 11Б: 4 рекомендованы педагогическим советом для поступления в ВУЗ на педагогические специальности, 8 выпускников выбрали для продолжения образования педагогические специальности.

2018/2019 учебный год, на параллели XI классов 11А класс - группа педагогической направленности, 14 учащихся, на параллели X классов - группа педагогической направленности, 9 учащихся, сформирована из учащихся гимназии №5.

2019/2020 учебный год, на параллели XI классов 11А класс - группа педагогической направленности, 10 учащихся, на параллели X классов - группа педагогической направленности, 11 учащихся, сформирована из учащихся гимназии №5.

2020/2021 учебный год, на параллели XI классов - группа педагогической направленности, 8 учащихся, на параллели X классов - группа педагогической направленности, 13 учащихся, сформирована из учащихся гимназии №5.

Сведения о поступлении на педагогические специальности выпускников классов (групп) педагогической направленности

год

кол-во выпускников

поступили на педспециальности

процент поступления на педспециальности

2017

13

7

54%

2018

29

7

25%

2019

14

8

57%

2020

11

5

45%

 

 

Класс педагогической направленности – первый выпуск!

06.09.2017
В этом году состоялся первый выпуск класса педагогической направленности. Его закончили 13 учащихся гимназии. В отличие от своих сверстников, они смогли заранее познакомиться с профессией педагога, пройдя практику на уроках и в оздоровительных лагерях при гимназии. 
развернуть

Будущие педагоги уже определились с направлением своей предстоящей деятельности,  выбрав такие специальности, как русская  филология,  английский язык, биоэкология, польский язык и логопедия, а также дошкольное образование. Мнение преподавателя ВГУ им.Машерова Балашовой И.Э.: «Я могу  сказать, что это мотивированные, серьезные, эрудированные, ответственные выпускницы. У них есть четкие цели и большое стремление к знаниям. Портфолио выпускниц  - это демонстрация достижений, копилка наработанных материалов, портрет будущего учителя».

Годы учебы в классе педагогической направленности прошли с пользой для выпускницы 11Г класса  педагогической направленности Яны Санец: «Я-выпускница. Стоит ли говорить, какую профессию я выбрала? Конечно, я собираюсь стать учителем! Это я решила уже давно, поэтому в десятом классе я сознательно выбрала учебу в профильном педагогическом классе. Я считаю, что все профессии важны, все профессии нужны, но учитель - профессия, суть которой в помощи детям стать настоящими людьми, грамотными, образованными. От учителей зависит судьба ребенка, его взгляд на жизнь. Кто-то дает ученикам знания, кто-то - крылья. Приятно осознавать всю важность и значимость своей работы, приятно видеть, каких высот добились твои ученики. Это восхищает меня. Я хочу делиться своими знаниями с детьми, хочу, чтобы мы вместе достигали хороших результатов и побед. Быть учителем – очень сложно и ответственно, потому что для учащихся он –  образец в эрудиции и поведении. Но меня не пугают трудности, сейчас я уверена в своих силах, ведь нас подготовили ко всему. Хочется поблагодарить наших преподавателей по педагогике и психологии Балашову Инну Эдуардовну и Ерашову Ольгу Петровну за то, что они смогли увлечь нас своими предметами. Их советы для нас особенно ценны. Я надеюсь, что, когда я стану педагогом, это будет новая страница моей жизни, что-то интересное и даже захватывающее. Я представляю, что через несколько лет я стою у доски и объясняю новый материал детям, а они, заинтересованные, внимательно меня слушают. Моя цель – стать хорошим учителем, чтобы работать в школе и приносить пользу своей стране. Искренне верю, что  я смогу стать профессионалом в своем деле и годы моей работы будут искренними, творческими, продуктивными».

Знания, полученные учащимися класса педагогической направленности, пригодятся в любой профессии. Педагогика и психология  учат строить взаимоотношения с людьми, выражать свое мнение, развивают коммуникативные, организаторские способности.

Желаем успеха нашим выпускникам, уже студентам педагогических специальностей!

Приглашаем девятиклассников города Витебска поступать в класс педагогической направленности в 2018 году. Обучение в классе педагогической направленности – это прекрасная  возможность проверить себя при выборе будущей профессии, а также продиагностировать уровень своих знаний и умений, участвовать в педагогических пробах. Самое главное – это саморазвитие, которое поможет  добиться высоких результатов!

свернуть

29 сентября 2016 года состоялась установочная конференция классов педагогической направленности.

04.11.2016

Заместитель директора по учебной работе Ирина Владимировна Купревич ознакомила учащихся  с правилами прохождения педагогической практики. Финалист республиканского конкурса «Учитель года», учитель биологии Марина Валентиновна Юрьева рассказала о своей педагогической династии и поздравила учащихся с началом важного этапа школьной жизни –педагогической практики. В ответном слове ребята произнесли клятву учащегося класса педагогической направленности. Учащимся классов педагогической направленности торжественно вручены зачетные книжки.

 

У вас сегодня большой праздник,

 Мы хотим вам пожелать

 Быть прилежными учениками,

 А потом учителями хорошими стать.

 Помните! Первое для вас – ученье!

 А второе – развлеченье!

 Не забудьте, университет вас ждет.

 Все остальное подождет!

 Это как еще сказать!

 Ведь учеба окрыляет,

 Ведь успехи вдохновляют!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

01.11.2016
Обучение в классах педагогической направленности организуется с целью создания системы непрерывной специализированной подготовки в старших классах общего среднего образования, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, и нацелено на удовлетворение образовательных потребностей и развитие способностей обучающихся, ориентированных на продолжение образования в ССУЗах и ВУЗах педагогического профиля Республики Беларусь.
развернуть

В соответствии с Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на 2015 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2015 года № 110, начиная с 2015/2016 учебного года на III ступени общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования введено профильное обучение, в рамках которого предусмотрено изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне, а также возможность проведения факультативных занятий профессиональной направленности  с целью  ориентации на получение педагогических специальностей.

В соответствии с Протоколом поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 21 ноября 2014 г. при посещении учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», рассматривается возможность введения особого порядка приема в учреждения высшего образования для получения образования по педагогическим специальностям лиц, прошедших обучение в профильных классах педагогического направления учреждений общего среднего образования.

 Учащиеся, обучающиеся в педагогических классах, в рамках учебных часов изучают учебные предметы на повышенном уровне. Кроме этого, учащиеся педагогических классов должны обязательно освоить программу факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс».

В 2016/2017 учебном году классы педагогической направленности: 10Б, 11Г.

Обучение в классах педагогической направленности организуется с целью создания системы непрерывной специализированной подготовки в старших классах общего среднего образования, ориентированного на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, и нацелено на удовлетворение образовательных потребностей и развитие способностей обучающихся, ориентированных на продолжение образования в ССУЗах и ВУЗах педагогического профиля Республики Беларусь.

Основными задачами классов педагогической направленности являются:

- подготовка лиц, обучающихся в классах педагогической направленности, к поступлению в средние и высшие педагогические образовательные учреждения;

- получение обучающимися первичных психолого-педагогических знаний и навыков, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в педагогических образовательных учреждениях;

- обучение учащихся умению работать с младшими школьниками в ходе учебного занятия и после учебных занятий в каникулярное время;

- воспитание у учащихся чувства патриотизма, гражданственности.

- формирование и развитие у учащихся чувства верности конституционному долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению качествами, необходимыми для педагогической деятельности, воспитание ответственности и уважения к педагогической профессии;

- развитие у учащихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств.

 

Выбор предметов для изучения в классах педагогической направленности осуществляется самими обучающимися согласно их интересам и запросам на диагностической основе, а также возможностям гимназии.

 

Педагогическая практика является составной частью педагогического процесса в гимназии и связующим звеном между теоретическим обучением учащихся классов педагогической направленности в рамках факультативного курса «Введение в педагогическую профессию» и их самостоятельной практической деятельностью в детских коллективах начальных классов и V,VI классах гимназии. Педагогическая практика является первоначальным опытом и практической подготовкой учащихся классов педагогической направленности к их будущему осознанному выбору педагогической профессии.

Педагогическая практика дает учащимся возможность утвердиться в собственном выборе, закрепляет необходимые теоретические знания и умения, формирует позитивные навыки социального поведения, развивает коммуникативные умения, способствует формированию практики любого публичного выступления, сотрудничества в коллективе, бесконфликтного взаимодействия с его членами. В ходе практической деятельности учащийся – старшеклассник получает необходимые навыки, позволяющие сделать правильный выбор будущей профессии и не ошибиться в нем.

Цели практики:

Создание необходимых условий для осознания учащимися X-XI классов своих возможностей в области педагогической деятельности с целью осознанного выбора ими будущей профессии.

Выработка у учащихся классов педагогической направленности умения использовать отдельные виды педагогической деятельности в процессе обучения, воспитания и общения с младшими школьниками.

Формирование профессиональных педагогических взглядов и убеждений учащихся, способных повлиять на осознанный выбор будущей профессии.

 

Педагогическая практика учащихся классов педагогической направленности проводится в начальных классах и ГПД, в V,VI классах второй ступени общего среднего образования, школьном оздоровительном лагере.

Для фиксации результатов своей деятельности во время педагогической практики учащиеся получают зачетную книжку, в которой отражают результаты участия в образовательном и воспитательном процессе в гимназии.

Зачетная книжка учащегося является документом, по которому определяется степень участия учащихся классов педагогической направленности в педагогической практике и в факультативном курсе «Введение в педагогическую профессию». Отметки, выставляемые в зачетной книжке: «зачтено», «не зачтено».

На основании изучения качества участия учащихся классов педагогической направленности в педагогической практике они имеют возможность получить рекомендацию педагогического совета для поступления в педагогический ВУЗ.

Каждый учащийся класса педагогической направленности ведет дневник педагогической практики. Дневник входит в число обязательных документов, принятых в гимназии, в котором должны отражаться наблюдения учащегося за проводимой учителями, классными руководителями работы с учащимися.

свернуть